Натуральный камень: история обработки | Джаз Стоун

Натуральный камень: история обработки

21.12.2015

В древние времена камни имели большое значение в жизни людей: из них изготавливались орудия труда, быта и охоты. В то время обработка камня не требовала особых умений: материал просто обрабатывали с помощью другого камня. Несмотря на примитивный внешний вид древних орудий труда, они значительно упрощали жизни людей.

Со временем сферы применения натуральных камней только расширялись, и камни стали применяться для создания первых объектов искусства – наскальных рисунков. Древние люди заметили, что некоторые камни позволяют откалывать кусочки от скал, что позволяло создавать рельефные изображения или просто окрашивать поверхность. Постепенно развитие применения камня дошло до того, что натуральный камень стали использовать для создания обрядных предметов.

Умение работы с камнем передавалось из поколения в поколение, и быстро совершенствовалось с каждым годом: по всему миру стало появляться всё больше скульпторов и архитекторов. Главными мастерами по обработке камня являлись древние греки, которые внесли существенный вклад в развитие этой области.

Большой популярностью в то время пользовались мраморные изделия и скульптуры. Например, знаменитый Парфенон – храм богини Афины, изготовлен именно из мрамора. Кроме того, величайший итальянский скульптор Микеланджело, во многих своих работах использовал мрамор.

Однако история знает немало примеров, доказывающих, что мрамор был не единственным популярным в архитектуре и скульптуре натуральным камнем. Например: статуи Будды, расположенные во многих уголках Азии или египетский Сфинкс, высеченный из скалы.

Обработка натурального камня в России

Натуральный камень пользовался популярностью и в России. Уже в XVIII веке в России стали появляться камнерезные фабрики, которые позволяли вывести использование материала в промышленные масштабы. Такие фабрики находились на Алтае и Урале, поскольку данные края богаты натуральными камнями. Многие камнерезные фабрики сохранились и по сегодняшний день, хотя и прекратили своё функционирование.

В то же время в царской России были популярны изделия из натурального камня: подсвечники, вазы и другие декоративные предметы. Наибольшей популярностью у знати пользовались изделия из малахита, нефрита, яшмы. Некоторые из них имели огромные размеры: на сегодня сохранились вазы высотой более одного метра и двухметровым диаметром.

До начала XIX столетия процесс обработки натурального камня требовал неимоверных сил. Для отделения куска нужного размера использовали специальные пилы. Во время процесса распиливания под лезвие инструмента сыпали абразив,чтобы ускорить работу. Его же использовали для шлифовки поверхности материала. Для качественной шлифовки использовали специальную смесь: абразив смешивали с водой и мелкими частицами камня. А чтобы добиться блестящей поверхности,использовалась специальная войлочная подушка, которую ещё называли куклой.

Многие мастера искали решение, чтобы упростить работу с камнем. Огромный вклад в облегчение работы с природным материалом внёс Никита Бахарев – уральский мастер обработки камня. Благодаря его работе был создан полуавтоматический механизм для обработки натурального камня, который существенно облегчил труд. Данный механизм быстро получил своё распространение и через некоторое время подобные механизмы были установлены на большинстве фабрик страны. Завершающие штрихи в развитие данного механизма внёс ученик и помощник Бахарева – Василий Каковин. Мастер сумел модернизировать инструмент и позволил упростить ручной труд распила и сверления материала.

Современные способы обработки камня

Сегодня необходимость ручного труда для обработки камня сведена к минимуму: заводы и фабрики автоматизированы и усовершенствованы, и не требуют тяжёлых усилий. Исключением являются случаи, когда изделия требуют особой ручной обработки.

Важным аспектом в обработке камня является его фактура. Именно от неё зависит дальнейшее использование материала. Она важна не только при изготовлении предметов интерьера, но и при создании декоративных материалов отделки.

Однако есть породы камня, которым идёт только определенная фактура. Например, любой тип поверхности будет красиво смотреться на граните, однако такие виды материала как оникс, мрамор и нефрит, требуют исключительно полированной поверхности.

Фактурная обработка позволяет получить множество видов поверхности камня:

  1. Полированная. Отличается особой гладкостью и ярко выраженным зеркальным блеском.
  2. Шлифованная. Достаточно ровная поверхность, однако имеет небольшие и одинаковые выступы высотой до 0.5 мм,
  3. Точеная. Имеет равномерно шероховатую структуру. Максимальная высота неровности 5 мм.
  4. Колотая. Неравномерная поверхность, имеющая впадины и выступы, достигающие размеров до 20 см.
  5. Гладкая матовая. Отличается высокой гладкостью и не имеет зеркального блеска.
  6. Пиленая. Данный тип не подвергается обработке после машинного распиливания. Максимальный размер неровности 2 мм.

Натуральный камень стремительно прошёл свой путь от материала для орудий труда и до элемента дизайна, и сегодня трудно переоценить значение этого природного камня в архитектуре и ремонте.



Наши работы

НОВОГОДНИЕ ЦЕНЫ НА МРАМОР ИЗ ИСПАНИИ