Статьи

Критерии оценки горных пород

Термин «камень» («природный камень», «естественный камень») применяется к горным породам, издавна используемым человеком для прикладных целей. Эти по роды, добываемые из земных недр в виде каменных глыб — блоков, редко в виде плит, представляют собой исходное сырье для производства облицовочных материа лов, а также архитектурно-строительных, монументных (статуарных) и некоторых тех нических изделий.

Изделия, получаемые из блоков и плит, относятся к группе штучного камня. По тра диции они объединяются под обобщенным названием «декоративно-облицовочные кам ни». На территории Северо-Запада России, например, в качестве декоративно-облицовочных кам ней известны следующие типы горных по род:

  • магматические — граниты, гранито- гнейсы, гранодиориты, диориты, габбронориты, габбро-диабазы, пироксениты, пери дотиты, нефелиновые сиениты, порфиригы, вулканические брекчии и др.;
  • метаморфические — кварциты, квар цито-песчаники, мраморы, амфиболиты, шунгитовые, тальк о-хлоритовые и другие сланцы;
  • осадочные — известняки, доломиты, известковые туфы, песчаники, гипсы.

К основным факторам, определяющим практическую ценность этих горных пород, относятся декоративность, долговечность, блочность и физико-механические свой ства камня.

Декоративность.

Одним из важнейших признаков пригодности горных пород для использования их в качестве облицовоч ного или монументного камня являются его художественно-эстетические достоинства, объединяемые в понятие декоративность. Под этим термином подразумевается сово купность ряда внешних свойств камня, включающих его окраску и рисунок. Окрас ка камня обусловлена цветом слагающих его минералов. Рисунок создается сочета нием структуры и текстуры горной породы и цветовой тональностью минеральных ком понентов, слагающих породу.

Особенности структуры по-разному влия ют на декоративность камня. Так, напри мер, принято считать, что крупнозернистые и порфировидные разности наиболее приемлемы для цветных гранитов, так как они повышают выразительность рисунка и цвета камня. В то же время крупнозернистые структуры ухудшают внешний вид мрамо ров, габбро, кварцитов.

По цветовым особенностям выделяются горные породы:

  • хроматические — окрашенные, харак теризующиеся широким диапазоном цветов и оттенков и их многообразными сочета ниями; к ним относятся граниты, цветные мраморы, кварциты красного, розового, ко ричневого, зеленого и близких к ним цве тов различной степени насыщенности;
  • ахроматические — черные, серые и бе лые камни; к ним относятся габброиды, амфиболиты, шунгитовые сланцы, серые граниты; среди белых пород известны мра моры, кварциты, гипсы.

Декоративные достоинства горных пород наиболее полно раскрываются так называе мой фактурной обработкой лицевой по верхности.

Различаются два основных типа фактур: абразивная, получаемая путем истирания камня зернами абразивов (алма за, корунда и др.), и ударная, получаемая скалыванием различной крупности частиц камня при помощи соответствующих инст рументов (закольника, бучарды и др.). Кро ме того, с конца 70-х гг. 20 века внедрены способы обработки камня ультразвуком и терморезками (огневой способ).

Наиболее декоративной является поли рованная фактура, при которой четко вы является рисунок камня, при этом яркость, интенсивность окраски горной породы воз растают, а светлота камня уменьшается. Высокодекоративной также является факту ра «скала», которая придает камню рельеф ность и живописность, выявляет игру свето тени на его обработанной поверхности.

Пиленая, шлифованная, рифленая и термообработанная фактуры значительно сни жают насыщенность цветового фона, но способствуют повышению светлоты камня. Плиты, парапеты и другие архитектурные элементы, обработанные в этих фактурах, нивелируются по цвету; это в свою очередь облегчает их комбинированное использо вание в отделке фасадов и интерьеров зданий.

Поверхности камня, обработанные лоще ной фактурой (тонкой шлифовкой) и ультразвуком, дают матовую поверхность с выявленными цветом и рисунком.

Высокой степени фактурной обработки поддаются все твердые породы (граниты, габбро, кварциты) и частично породы сред ней твердости (мраморы, некоторые мраморовидные известняки и доломиты). Кроме того, известняки, доломиты, мраморизованные известняки позволяют получать факту ру «скала» и бугристую и некоторые из них и лощеную. Все мягкие породы поддаются только пилению и шлифованию.

Общепринятые стандарты и технические условия по определению декоративности облицовочных камней в настоящее время отсутствуют, имеются лишь методические указания по оценке декоративности. Этими указа ниями предусмотрено устанавливать степень декоративности камня путем суммирования результатов оценки по балльной системе отдельных показателей — цвета, текстуры, фактуры и др. При этом выделяется четыре класса декоративности: высокодекоратив ные — 32, декоративные — 23—32, малоде коративные — 15—23, недекоративные — 15 баллов.

Вследствие большой сложности определе ний, не лишенных субъективности, эта клас сификация не всегда позволяет получить однозначный результат. Так, например, высокодекоративные мраморы Белогорского месторождения, использованные в таких монументальных сооружениях С-Петербурга, как Исаакиевский собор. Мраморный дворец. Этнографический музей, на протяжении сто летий служат примером высокой степени их декоративности. Однако по указанной мето дике белогорский мрамор оказался на гра нице второго и третьего классов, т. е. в рав ной степени может быть отнесен как к де коративному, так и малодекоративному камню.