Первым материалом, который начали обрабатывать древние люди, был природный камень — из него изготавливались примитивные орудия труда. Со временем человек научился шлифовать, а позже и полировать поверхности природных камней. Это позволяло уже изготавливать не только функциональные, но и более красивые изделия. В это же время появляются на скальных стенах пещер, основных жилищ древних людей, первые рисунки. Первобытным художникам доводилось их выскребать на скалах, используя более твердые камни. Первые их рисунки были плоскими, в дальнейшем же люди научились придавать им рельефность путем скалывания лишних кусочков породы. Обрабатывая камни, человек научился изготавливать и культовые фигурки для древних обрядов. Хотя эти изделия отличались своей простой, сам процесс их изготовления уже можно считать художественной обработкой натурального камня.
С течением времени совершенствовались орудия и мастерство обработки камней, разнообразные изделия из них становились все изящнее и художественнее.
Во времена древнего мира наступает эра мрамора. И до нашего времени дошли прекрасные статуи древнегреческих мастеров и мраморные скульптуры древнеримского мастера Микеланджело Буанаротти, поражающие своим совершенством.
Однако и другие природные камни использовались древними скульпторами. Это и вытесанный из цельной скалы гигантский египетский Сфинкс, и статуи Будды и дошедшие до нашего времени вазы, подсвечники, скульптуры и украшения, изготовленные мастерами разных стран и эпох путем обработки таких камней, как базальт, песчаник, нефрит, оникс и др.
В России культура обработки камня развивалась издревле. Отдельные образцы таких древнерусских изделий дошли и до нашего времени. В XVIII веке в России появляются первые камнерезные фабрики. Популярным украшением домов русской знати стают декоративные вазы, изготовленные из яшмы, лазурита, орлеца, малахита и мрамора.
Если до конца XVIII века обработка камней (распил, сверление, шлифовка, полировка и пр.) производилась вручную, то уже в начале XIX века появляются попытки ее механизации. Уральским мастером Никитой Бахаревым первым были сконструированы механизмы для оснащения гранильных и шлифовальных фабрик. Полвека спустя эти механизмы были усовершенствованы подмастерьем Василием Каковиным, механизировавшим также распиловку и сверление камней.
Ныне на камнеобрабатывающих предприятиях применяются современные станки, оснащенные дисковыми пилами и специальными абразивными дисками. И лишь при создании высокохудожественных изделий используется ручной труд.
Виды обработки поверхностей натуральных камней
При обработке поверхности натурального камня важно подчеркнуть его фактуру. В зависимости от этого получают следующие виды поверхностей:
Красота натурального камня подчеркивается его фактурой. Поэтому выбор камня, его порода и вид обработки зависят от назначения изделия.
С течением времени совершенствовались орудия и мастерство обработки камней, разнообразные изделия из них становились все изящнее и художественнее.
Во времена древнего мира наступает эра мрамора. И до нашего времени дошли прекрасные статуи древнегреческих мастеров и мраморные скульптуры древнеримского мастера Микеланджело Буанаротти, поражающие своим совершенством.
Однако и другие природные камни использовались древними скульпторами. Это и вытесанный из цельной скалы гигантский египетский Сфинкс, и статуи Будды и дошедшие до нашего времени вазы, подсвечники, скульптуры и украшения, изготовленные мастерами разных стран и эпох путем обработки таких камней, как базальт, песчаник, нефрит, оникс и др.
В России культура обработки камня развивалась издревле. Отдельные образцы таких древнерусских изделий дошли и до нашего времени. В XVIII веке в России появляются первые камнерезные фабрики. Популярным украшением домов русской знати стают декоративные вазы, изготовленные из яшмы, лазурита, орлеца, малахита и мрамора.
Если до конца XVIII века обработка камней (распил, сверление, шлифовка, полировка и пр.) производилась вручную, то уже в начале XIX века появляются попытки ее механизации. Уральским мастером Никитой Бахаревым первым были сконструированы механизмы для оснащения гранильных и шлифовальных фабрик. Полвека спустя эти механизмы были усовершенствованы подмастерьем Василием Каковиным, механизировавшим также распиловку и сверление камней.
Ныне на камнеобрабатывающих предприятиях применяются современные станки, оснащенные дисковыми пилами и специальными абразивными дисками. И лишь при создании высокохудожественных изделий используется ручной труд.
Виды обработки поверхностей натуральных камней
При обработке поверхности натурального камня важно подчеркнуть его фактуру. В зависимости от этого получают следующие виды поверхностей:
- полированные – ровные, абсолютно гладкие с четко выраженным зеркальным блеском;
- гладкие матовые (лощеные) – ровные, с полным проявлением фактуры камня, без следов шлифовки и характерного для полированных поверхностей блеска;
- шлифованные – равномерно шероховатые с неровностями рельефа до 0,5 мм;
- пиленые (машинная распиловка камня без дальнейшей обработки) – неровности рельефа до 2 мм;
- термообработанные — на ощупь шероховатые, визуально наблюдаются следы шелушения;
- точечные или бучардованные — равномерно шероховатая структура, выступающие неровности — до 5 мм;
- колотые (имитация скал) — неравномерная структура, представляющая хаотические впадины и бугры, высота рельефа – 50 — 200 мм.
Красота натурального камня подчеркивается его фактурой. Поэтому выбор камня, его порода и вид обработки зависят от назначения изделия.